Все
Отредактировано:29.07.07 09:17
>>Раз уж речь зашла о Хуан-Да-чи,видели ли вы его "Осенние горы"?<<
Так начинается один из рассказов Агутагавы,в котором речь идёт о картине великого художника,родоначальника японской живописи,творившего в 14-м веке.Беседуют два художника.Один из собеседников передаёт странную и волнующую историю,случившуюся с его учителем Янькэ,которая продолжилась через полвека,и коснулась самого рассказчика по имени Ван -Ши-гун.
Молодой тогда ещё художник Янькэ с рекомендательным письмом от своего учителя направляется в дом собирателя картин Джана,у которого хранятся "Осенние горы".Пейзаж производит на Янькэ такое сильное впечатление,что он проносит его через всю жизнь,и только через полвека,в старости ,получает счастливую возможность увидеть картину ещё раз.Теперь вместе с другим мастером Лянь -чжоу и своим учеником Вань-Ши -гуном...
Тяжкий грех- пересказывать Агутагаву...всё равно что хокку показывать на пальцах;ну,убейте меня,братья и сёстры.Но я продолжу.
Так вот.Встретившись с пейзажем,Янькэ понимает,что это не ТО.Те же горы,те же облака,те же домики на склоне холма.Но это не тот свиток.Понимает это Лянь -чжоу,понимает ученик Ван-Ши-гу.Все переглядываются,но чтобы не разочаровывать нового владельца картины,усердно хвалят и выражают восхищение.Тайна остаётся тайной,никто не может знать-то ли это произведение великого Хуан-Да-чи....или не то.Вежливое восхищение зрителей не может рассеять
сомнения хозяина дома,его собственные подозрения.Но Янькэ теперь сомневается,видел ли он вообще ТОТ свиток,50 лет назад,не было ли это наваждением,-слишком странно и тогда всё выглядело,в ТОМ доме.
Короче,путано всё у Агутагавы:кругом туман,солнце едва пробивается сквозь кроны сосен,его блики играют даже на политом кровью бамбуке.Это непременно,и сделано гениально .Осталось привести последние строчки рассказа,которые дают много "еды" для раздумий на тему(я пока увидел одну,но сколько их может быть в зтой "ряби на воде",где всё переливается и колышется!).Что важнее:предмет или его образ,который ,сложившись при каких-то обстоятельствах(тоже весьма зыбких)становится нерушим ,нестираем,нестареющ.В отличие от реального предмета,может быть, несуществующего уже.Этот образ может исчезнуть только вместе с человеком.Пусть это милые лица,бабушкин дом,запахТОГО снега на ТОЙ улице,каких-нибудь еловых брёвен,которые лежали на телеге сорок лет назад.Звуки,игрушки,голоса.Образ может разрушиться при сопоставлении с жестокой реальностью...а может и нет-если он дороже правды.
>-Тем не менее тот странный осенний пейзаж весьма отчётливо запечатлелся в душе учителя Янькэ.Да и вашей душе тоже...
-Мне кажется,что я сейчас живо вижу и сине-зелёные тона гор,и киноварь красной листвы.
-А раз так,даже если этой картины и не существует,стоит ли о том горевать?Тут великие художники Юань и Ван,церемонно сложив ладони,усмехнулись.<<